Бар "Старый мельник". Базовая подготовка в торговом центре
Читайте также:
  • Другие третьи места
  • Пол и третье место
  • Пределы самопомощи


  • Базовая подготовка в торговом центре

    Когда по всему периметру городов начали распространяться торговые центры, застройщики и управляющие выражали удивление тем фактом, что подростки массово хлынули туда почти сразу же после открытия. Тот факт, что кто-то счел удивительным это «вторжение» молодежи, свидетельствует о том, что американцы недостаточно внимания уделяют экологии детского развития. Любой, кто хоть сколько-нибудь заботится об этом, знал бы, что типовая застройка и неудачно зонированные жилые кварталы не

    могут предложить детям абсолютно ничего и что поэтому у них просто не было другого места, куда можно было пойти. К настоящему времени эта модель поведения стала широко распространенной. Подростки проводят в торговых центрах больше времени, чем где-либо еще, кроме дома и школы.

    Привлекательность торговых центров для подростков когда-то была крупной проблемой для управляющих. В отличие от маленьких детей, подростки обычно взаимодействовали со средой, и в этом случае нельзя было рассчитывать на то, что они оставят торговый центр в том же виде, в котором его застали. Функционирование огромных, целиком и полностью оборудованных коммерческих вселенных, где людям внушают покупочное настроение, могло быть подпорчено стаями недисциплинированных подростков, ищущих приключений. С появлением посетителей-подростков также увеличивались шансы краж. Если бы управляющие использовали любое доступное средство, чтобы отбить у толпы подростков желание появляться в торговом центре, это было бы неудивительно.

    Но ничто так не стимулирует интерес к молодежи, обычно исключенной из всех остальных мест сообщества, как вероятность прироста прибылей. Чтобы изучить возможные точки соприкосновения между подростками и торговыми центрами, были заказаны специальные исследования. Для фирм, строящих торговые центры, и для их управляющих новости были хорошие. Как объясняется в руководстве для управляющих торговыми центрами, подростков следует не только терпеть, их следует поощрять к посещению, поскольку «подавляющее большинство из них поддерживают те же ценности, что и руководство торгового центра». Общие взгляды на жизнь, которые делают подростка и управляющего братьями по крови, состоят в том, что их конечная цель — «делать деньги и покупать продукты, так как практически все остальное в жизни используется для выполнения этих целей». Люди не «рождены для покупок», как провозглашает надпись на бампере автомобиля какой-то барышни; людей с раннего детства и на протяжении всей жизни учат покупать. Начиная с «детского сада потребительства» — телевизионной рекламы для детей, человек постепенно переходит в «университет пригородного материализма» — торговый центр.

    На самом деле эта институция предлагает обучение сразу по двум профилям. Двойную степень можно получить по потребительству и по пассивности. Из торговых центров не «выпускаются» томы сойеры и гекльберри финны. Еще полвека назад молодые люди подросткового возраста, которые сегодня слоняются по торговым центрам, занимались тем, что строили и оборудовали для собственного отдыха хижины или кают-компании. Они вскакивали на грузовые поезда ради самого этого приключения. Дни напролет они проводили в лесу, занимаясь охотой и рыбалкой, и, добавляя овощей к своему улову, готовили ковбойское рагу. Они бросались капустой во взрослых мужчин, чтобы «устроить погоню». Они сбивались в спортивные команды и решали споры, надевая бейсбольные перчатки. Встречи, глазение по сторонам и шатание, которые составляют основные виды деятельности современных подростков — завсегдатаев торговых центров, невыносимо бы их утомили. Возможно ли, что сегодняшнюю молодежь специально настраивают не заявлять о себе и не самоутверждаться, а пассивно приспосабливаться к тому, что ей уготовано?

    Более того, звучали предположения, что торговые центры предлагают теплоту и организованность, которой нет во многих домах современных американцев. Заместительная забота («Все это мы делаем для вас!»*) компенсирует утраченное «старомодное» материнство. Поведение посетителей торговых центров контролируют настолько же строго, насколько вежливо. Управляющие торговым центром не допустят явного нарушения порядка; и все же место остается таким приятным. Уныние холодного дождливого дня, как и духота от чрезмерной жары и влажности, не распространяются на торговый центр. Контролируемая атмосфера более всего способствует прогулкам следящих за своим внешним видом подростков. Здесь нет порывов ветра, которые бы могли привести в беспорядок модные стрижки и уложенные феном прически; нет сквозняков, которые помешали бы телесному поведению, считающемуся среди молодежи утонченным. А уж какой это отдых от забот мира, ведь в убаюкивающей атмосфере торгового центра не допускается никаких напоминаний о неприятных вещах! Чтобы воспользоваться тем, что может предложить им торговый центр, подростки должны всего лишь хорошо себя вести и приноровиться к «образу жизни масштабной искусственной среды». Мама и папа более чем рады благословить детей на поход в торговый центр. И правда, какие родители не одобрили бы такое место, где за их детьми присматривают ответственные взрослые; родителям практически гарантируют, что, пока дети там, они не могут попасть в беду.

    Торговые центры предлагают базовую подготовку к потребительству и пассивному принятию пропитанной контролем среды; они помогают поддерживать миф о том, что американская культура ориентирована на детей. Авторы книг и родители в один голос утверждают, что у детей есть место, куда пойти, — торговый центр! Легко не заметить при этом, что с точки зрения развлечений, интереса или человеческого развития это не совсем «место». Молодежь в торговых центрах не общается со взрослыми; скорее и те и другие поддерживают мирное сосуществование. Подростки из низших классов фактически отсеиваются, так что стайки подростков в торговых центрах разделены как по возрасту, так и по социально-классовым признакам. Очарование торгового центра меркнет перед лицом возможных альтернатив. Например, там, где существует пляжная культура, каждый, кому исполнилось шестнадцать лет, считает, что бродить по торговым центрам — это скучное детское занятие. В целом подростки быстро перерастают стадию торгового центра и к концу подросткового возраста сохраняют зависимость только от местных магазинов одежды и музыкальных записей.


    ::Следующая страница::