Бар "Старый мельник". Классические кофейни
Читайте также:
  • Объективное описание?
  • Приватный бар
  • Грошовый университет


  • Классические кофейни

    Исторические описания указывают, что бездельники, которые слонялись в старых сельских магазинах, угощались там большим количеством товаров, хранящихся в оптовой таре. В те дни, когда братья Смит еще не изобрели индивидуальную упаковку, чтобы защитить свое предприятие по производству капель от кашля (розничные торговцы вливали в банки «от Братьев Смит» более дешевые вещества), пришедшие в обычный магазин бездельники зачерпывали из бочек, ведер, корзин, кадок и банок и доставали оттуда херкимерский сыр*, чернослив, лакрицу, сушеную сельдь, копченую сельдь, крекеры и табак. Среди ассортимента продуктов заметно отсутствовали жидкости: нет свидетельств того, что сидр, чай, кофе, корневое пиво** или даже вода регулярно потреблялись в посиделках вокруг пузатых печек. Подобным же образом собрания в отделении «Экспресса» в Ривер-Парке были поводом для того, чтобы выкурить и сжевать много табака, но кофе там не было.

    Отсутствие уборных в этих местах и социальная среда, лишенная ритуалов перерыва на кофе, вездесущих машин-автоматов и массированной рекламы безалкогольных напитков, без сомнения, способствовали тому, что компании приятелей обходились во время своих собраний без напитков. Однако сухие оазисы вроде этого являются аномалией среди третьих мест мира. Общее правило состоит в том, что напитки настолько важны, что они стали настоящими священными символами общества. «У всего, что способствует общению, — заметил Кеннет Дэвиде, — есть свой "дом вдали от дома", своего рода "храм", где его значение прославляется в публичных церемониях и ритуальных празднованиях». Действительно, большинство третьих мест мира почерпнули свою идентичность у напитков, которые в них продавались. Существуют и существовали дома эля, пивные сады, чайные, дворцы джина, слабоалкогольные бары, прилавки с газировкой, винные бары, молочные бары и т.д. Чешская kavarna, немецкий Kaffeeklatsch, французское cafe — все эти слова происходят от соответствующих обозначений для кофе. Типичное третье место — это «водопой» с преобладанием того или иного напитка.

    Социально освященные напитки, или «катализаторы общения», — это почти всегда или стимуляторы, содержащие кофеин (кофе, чай, разнообразные виды колы), или вызывающие привыкание вещества (пиво, вино или спирт), содержащие алкоголь. Молочные бары редко пользуются большой популярностью. Во времена сухого закона делалось множество попыток создать салуны, где не продаются алкогольные напитки, чтобы обычные люди не потеряли заодно с пивом и виски центры общения, однако все эти попытки потерпели неудачу. Социальная система и нервная система тесно связаны. Какие бы умственные или эмоциональные состояния ни вызывала ежедневная борьба, третье место и его «катализаторы общения» их смягчают.

    Напитки с содержанием кофеина поощряют поведение, отличное от того, которое обычно ассоциируется с алкогольными напитками. Какую долю этих различий можно приписать самим химическим составляющим, оценить трудно; в любом случае поведение — в значительной степени результат усвоения культуры, и оно может значительно различаться в разных культурах мира. Однако существуют определенные модели поведения, общие для различных мировых культур. В мусульманском мире, с которого началось потребление кофе, этот напиток является «вином Аполлона, напитком мысли, иллюзии и диалектики». Схожие эффекты отмечаются и в христианском мире. Кофе оживляет интеллект; алкоголь — эмоции и тело. Тем, кто пьет кофе, достаточно созерцательно слушать музыку, тогда как тем, кто пьет алкоголь, хочется самим эту музыку создавать. Танцы, как правило, ассоциируются с потреблением алкогольных напитков, но совсем не с неспешным потягиванием кофе. С другой стороны, различного рода литературу по всему миру охотно потребляют в кофейнях — но не в барах. Игроку в дартс подходит эль, поскольку глубокая мысль не является частью этой игры; но напиток шахматиста — это кофе.

    Однако озабоченность сегодня вызывают не общие физиологические эффекты потребления алкоголя или кофеина как таковые, а социальные последствия того окружения, в котором они предстают потребляющей публике. Ранее я описывал третьи места, которые возникли в заведениях, где требуется лицензия для продажи алкоголя. Здесь я уделю внимание тем социальным центрам, чья идентичность происходит от кофейных бобов.