Читайте также
Промышленная химия
Где продать монеты в Москве?

Новая версия Мейн-стрит?

(2)

Мои знакомые, имеющие различные хобби и периодически устраивающие выставки своих работ, рассказывают, как трудно им «выставиться» в торговых центрах. Площади большинства магазинов рассчитаны по заранее предусмотренному плану с помощью удаленной и централизованной компьютерной системы. И он не поддается изменениям и корректировкам. Нельзя сдвинуть границы, чтобы разместить чью-нибудь выставку. В магазинах в изобилии висят предупреждения и знаки о запрете курения, потребления еды и распития напитков внутри помещения. Знаки «Не слоняться» не обязательны, так как, чтобы слоняться, нужно пространство, а все, что осталось в торговых центрах, — это узкие проходы и витрины с товарами.

В отличие от Мейн-стрит, торговый центр не работает до середины утра и закрывается ранним вечером. Какая бы ни была в нем жизнь, она подстроена под дневную торговлю. Таким образом, торговые центры недоступны больше часов в неделю, чем доступны, и, в отличие от Мейн-стрит, вряд ли ночное их население отличалось бы от толпы покупателей.

Во многих торговых центрах внутри есть бары, и мои наблюдения на Среднем Западе и на Юге США подтверждают слова Рогоу относительно Восточного и Западного побережья: «...социальная жизнь торгового центра малопривлекательна для взрослых. Бары обслуживают по большей части угрюмых пьющих одиночек, которые неподвижно пялятся в никогда не выключаемые телевизионные экраны». Рестораны, которые находятся на территории торговых центров, обычно относятся к типу кафетериев, спроектированных для большого количества и быстрого оборота посетителей. В некоторых из них избыточное охлаждение кондиционированным воздухом не дает поесть со вкусом. В таких местах съесть горячее блюдо — значит съесть его быстро.

У торговых центров есть свои поклонники и, без сомнения, свои достоинства. Более того, некоторые из них предлагают удобства выше среднего. Однако их нельзя сравнивать с Мейн-стрит небольших городков в прежние времена. Те же условия, которые разрушили интимную атмосферу Мейн-стрит, дали толчок развитию торговых центров. Мало кто знает сущностные отличия этих мест лучше, чем странствующий корреспондент канала CBS Чарльз Куролт*. Недавно у Куролта взял интервью Дэвид Хэлберстем, который написал следующее: «Он только что вернулся после работы над репортажем о новом современном торговом центре в Канзас-Сити, и то, что он увидел, повергло его в депрессию. Он увидел бесцельный мир разъединенных людей, подростков-завсегдатаев, трущихся у пассажей, жен из среднего класса, спешащих на модный ланч, даже фермера, который продал землю и теперь просто слонялся от нечего делать. "Все эти люди сталкиваются друг с другом, но ничего друг о друге не знают, — сказал Куролт. — Это место без чувства сообщества"». Такова вкратце разница между Мейн-стрит и торговым центром. Это разница такого масштаба, что она делает контраст очевидным, а любое их сравнение — смешным.

То, что было у маленького городка и чего никогда не будет у торгового центра, недавно было описано в книге Орина Клап-па. Данная книга посвящена скуке, и в поисках примеров автор советует читателю подумать не о первобытных людях, рассказывающих у костра сказки, а о современниках — «оглушенных медиа, переключающих каналы телевизора». Клапп предостерегает нас от обманчивого стереотипа горожан, часто считающих маленькие городки «унылыми заводями, где ничего особенного не происходит». Этот стереотип опровергают результаты исследований жизни в маленьких городках, которые раскрывают встроенные в них механизмы защиты от скуки, а именно «живой и глубокий интерес жителей маленьких городков к жизни друг друга и своим небольшим событиям».

Именно этот положительный аспект жизни в небольшом городке третье место взращивает в более широком городском контексте. Интерес к людям и их бесконечная способность развлекать и просвещать друг друга воспитывается там, где личности свободны от конкретной цели и могут насладиться свободной игрой друг с другом. Таким образом, Роберт Трэвер не совсем справедливо критиковал город за то, что тот не создает «характеры», как в маленьких городках, что отражает большую свободу самовыражения в последних. На самом деле трудно будет найти лучшее описание завсегдатаев третьего места, чем «кучка характеров». Торговый центр, в противоположность ему, — это дрейфующая масса «неличностей», в которой нет «характеров».


<-Предыдущая страница..