Бар "Старый мельник". Жалоба Джейн Аддамс
Читайте также:
  • Другие третьи места
  • Пол и третье место
  • Пределы самопомощи


  • Жалоба Джейн Аддамс

    Не многие люди могли наблюдать и зафиксировать последствия частной эксплуатации публичной среды так же, как это удалось Джейн Аддамс*. Огромное количество несчастных молодых женщин, которых она знала, переехали в Чикаго из сельской местности, и мисс Аддамс была близко знакома с различиями между этими двумя мирами. Танцевальные залы Чикаго, пивные с местным жаргоном были мало похожи на веселые коллективные танцы в сельском обществе. А кроме этих грязных заведений в городе было мало других развлечений. Мисс Аддамс писала о множестве молодых женщин, которые переехали в город и каждый вечер блуждали по его улицам в поисках какого-нибудь удовольствия или развлечения. «Очевидно, — заключала она, — современный город видит в этих девушках только две возможности, и обе — коммерческие: сначала днем использовать их как свежую, молодую рабочую силу на фабриках и в магазинах, а затем вечером выуживать их жалкий заработок, используя их любовь к удовольствиям».

    Город отрицал и отказывался принять на себя какую-либо ответственность за обеспечение благотворных развлечений и отдыха, которые должны дополнять работу, если люди хотят найти в жизни удовлетворение. Когда бы ни высказывалось предложение профинансировать из общественных фондов программы или строительство сооружений для удовлетворения потребности городской молодежи или рабочего класса в отдыхе и расслаблении, побеждали налоговые консерваторы. Было «неправильным» тратить налоговые деньги на объекты, которые позволяли бы людям веселиться. Было «неправильным» соперничать с проведением досуга в частной сфере; городские власти не должны были конкурировать с коммерческими предприятиями, которые предлагали развлечения за плату. Было «неправильным» вторгаться на территорию американского индивидуализма: отдых необходимо было оставить на усмотрение самому человеку. Наконец, подчеркивалось, что существует несколько специализированных и филантропических организаций, чтобы позаботиться о потребностях, которые могут возникнуть у нуждающихся.

    Много лет назад в регионе Европы, известном как Бавария, несколько правивших подряд монархов придерживались одной и той же политики: граждане, чей рабочий день закончился, должны иметь возможность выйти в люди и общаться в кругу друзей и других жителей, причем это не должно влечь за собой большие расходы, чем они понесли бы, если остались бы дома. Такая политика сделала деревни счастливыми, а людей — довольными, и она существует на одном конце континуума гражданской ответственности, возложенной на правителей. И если это один конец континуума, то промышленный американский город находился на другом его конце.

    Жалоба мисс Аддамс состояла из двух частей. Городские власти не только отказывались предоставлять место и условия для удовлетворения потребности горожан в отдыхе, но они также не могли обеспечить достаточный контроль над теми, кто извлекал выгоду из отсутствия полезных публичных заведений. Джейн Аддамс усматривала в этом наследие англосаксонских традиций, уходящих корнями в Англию XVII в.: «Поскольку солдаты Кромвеля закрыли народные театры и разрушили места увеселений, правители англосаксонского города передали вопрос обеспечения публичного отдыха в руки самых злонамеренных и беспринципных членов общины».

    Эта традиция продолжается. В городах Америки идут всевозможные эксперименты по выжиманию прибыли. Недавно я приметил двухэтажный бар с кабаре, удачно расположенный рядом с современным торговым центром. Ранним вечером только женщины допускались в верхний бар, где им на протяжении двух часов подавали бесплатные напитки, после чего «ворота открывались» и мужчинам разрешалось поскорее подняться наверх, чтобы присоединиться к дамам. Напитки за счет заведения (когда-то бывшие жестом великодушия, обычно предназначенным для постоянных и благонравных посетителей) сегодня редко преподносятся в иной форме. Чаще всего их используют как приманку, чтобы привлечь посетителей-женщин. Эта тактика служит достижению двух целей, и обе приносят прибыль. Она поощряет женщин к привычке употреблять алкоголь и пить коктейли в барах-гостиных, а также переманивает мужчин из конкурирующих заведений, основываясь на здравом суждении о том, что мужчины придут туда, где есть женщины. Ни один знак снаружи или внутри заведения не указывает прямо на природу этой «приманки». Нет необходимости указывать на возможность того, что посетитель-мужчина может скорее склонить к сексуальным отношениям женщину, которую заведение привело в веселое расположение духа.

    В том же городе, расположенном в «солнечном поясе» США*, на протяжении его долгой истории власти не смогли построить муниципальный бассейн для детей, несмотря на угнетающе жаркую погоду в течение пяти месяцев в году. Управляющие городом чиновники всегда могли себе позволить иметь собственный бассейн или транспорт, чтобы доехать до пляжа.

    В 1967 г. в Нью-Йорке был произведен демонтаж оперного театра на углу 39-й улицы и Бродвея. Здание было уничтожено, несмотря на очевидную необходимость учреждения такого рода в этой части города. Однако Ассоциация «Метрополитен-опера»** не желала себе конкуренции, и в договор о продаже здания был внесен пункт о его принудительном сносе. Как заметил Натан Сильвер, «Мет, у которого обычно были аншлаги, "не мог позволить себе" иметь конкурентов, а Нью-Йорк "не мог позволить себе" ничего, кроме частного оперного театра».

    В некоторых американских городах недобросовестные бизнесмены покупают магазины, не приносящие прибыли в этот


    ::Следующая страница::