Предлагаемые материалы:

Базовая подготовка в торговом центре

Когда по всему периметру городов начали распространяться торговые центры, застройщики и управляющие выражали удивление тем фактом, что подростки массово хлынули туда почти сразу же после открытия. Тот факт, что кто-то счел удивительным это «вторжение» молодежи, свидетельствует о том, что американцы недостаточно внимания уделяют экологии детского развития. Любой, кто хоть сколько-нибудь заботится об этом, знал бы, что типовая застройка и неудачно зонированные жилые кварталы не

могут предложить детям абсолютно ничего и что поэтому у них просто не было другого места, куда можно было пойти. К настоящему времени эта модель поведения стала широко распространенной. Подростки проводят в торговых центрах больше времени, чем где-либо еще, кроме дома и школы.

Привлекательность торговых центров для подростков когда-то была крупной проблемой для управляющих. В отличие от маленьких детей, подростки обычно взаимодействовали со средой, и в этом случае нельзя было рассчитывать на то, что они оставят торговый центр в том же виде, в котором его застали. Функционирование огромных, целиком и полностью оборудованных коммерческих вселенных, где людям внушают покупочное настроение, могло быть подпорчено стаями недисциплинированных подростков, ищущих приключений. С появлением посетителей-подростков также увеличивались шансы краж. Если бы управляющие использовали любое доступное средство, чтобы отбить у толпы подростков желание появляться в торговом центре, это было бы неудивительно.

Но ничто так не стимулирует интерес к молодежи, обычно исключенной из всех остальных мест сообщества, как вероятность прироста прибылей. Чтобы изучить возможные точки соприкосновения между подростками и торговыми центрами, были заказаны специальные исследования. Для фирм, строящих торговые центры, и для их управляющих новости были хорошие. Как объясняется в руководстве для управляющих торговыми центрами, подростков следует не только терпеть, их следует поощрять к посещению, поскольку «подавляющее большинство из них поддерживают те же ценности, что и руководство торгового центра». Общие взгляды на жизнь, которые делают подростка и управляющего братьями по крови, состоят в том, что их конечная цель — «делать деньги и покупать продукты, так как практически все остальное в жизни используется для выполнения этих целей». Люди не «рождены для покупок», как провозглашает надпись на бампере автомобиля какой-то барышни; людей с раннего детства и на протяжении всей жизни учат покупать. Начиная с «детского сада потребительства» — телевизионной рекламы для детей, человек постепенно переходит в «университет пригородного материализма» — торговый центр.

На самом деле эта институция предлагает обучение сразу по двум профилям. Двойную степень можно получить по потребительству и по пассивности. Из торговых центров не «выпускаются» томы сойеры и гекльберри финны. Еще полвека назад молодые люди подросткового возраста, которые сегодня слоняются по торговым центрам, занимались тем, что строили и оборудовали для собственного отдыха хижины или кают-компании. Они вскакивали на грузовые поезда ради самого этого приключения. Дни напролет они проводили в лесу, занимаясь охотой и рыбалкой, и, добавляя овощей к своему улову, готовили ковбойское рагу. Они бросались капустой во взрослых мужчин, чтобы «устроить погоню». Они сбивались в спортивные команды и решали споры, надевая бейсбольные перчатки. Встречи, глазение по сторонам и шатание, которые составляют основные виды деятельности современных подростков — завсегдатаев торговых центров, невыносимо бы их утомили. Возможно ли, что сегодняшнюю молодежь специально настраивают не заявлять о себе и не самоутверждаться, а пассивно приспосабливаться к тому, что ей уготовано?

Более того, звучали предположения, что торговые центры предлагают теплоту и организованность, которой нет во многих домах современных американцев. Заместительная забота («Все это мы делаем для вас!»*) компенсирует утраченное «старомодное» материнство. Поведение посетителей торговых центров контролируют настолько же строго, насколько вежливо. Управляющие торговым центром не допустят явного нарушения порядка; и все же место остается таким приятным. Уныние холодного дождливого дня, как и духота от чрезмерной жары и влажности, не распространяются на торговый центр. Контролируемая атмосфера более всего способствует прогулкам следящих за своим внешним видом подростков. Здесь нет порывов ветра, которые бы могли привести в беспорядок модные стрижки и уложенные феном прически; нет сквозняков, которые помешали бы телесному поведению, считающемуся среди молодежи утонченным. А уж какой это отдых от забот мира, ведь в убаюкивающей атмосфере торгового центра не допускается никаких напоминаний о неприятных вещах! Чтобы воспользоваться тем, что может предложить им торговый центр, подростки должны всего лишь хорошо себя вести и приноровиться к «образу жизни масштабной искусственной среды». Мама и папа более чем рады благословить детей на поход в торговый центр. И правда, какие родители не одобрили бы такое место, где за их детьми присматривают ответственные взрослые; родителям практически гарантируют, что, пока дети там, они не могут попасть в беду.

Торговые центры предлагают базовую подготовку к потребительству и пассивному принятию пропитанной контролем среды; они помогают поддерживать миф о том, что американская культура ориентирована на детей. Авторы книг и родители в один голос утверждают, что у детей есть место, куда пойти, — торговый центр! Легко не заметить при этом, что с точки зрения развлечений, интереса или человеческого развития это не совсем «место». Молодежь в торговых центрах не общается со взрослыми; скорее и те и другие поддерживают мирное сосуществование. Подростки из низших классов фактически отсеиваются, так что стайки подростков в торговых центрах разделены как по возрасту, так и по социально-классовым признакам. Очарование торгового центра меркнет перед лицом возможных альтернатив. Например, там, где существует пляжная культура, каждый, кому исполнилось шестнадцать лет, считает, что бродить по торговым центрам — это скучное детское занятие. В целом подростки быстро перерастают стадию торгового центра и к концу подросткового возраста сохраняют зависимость только от местных магазинов одежды и музыкальных записей.

В качестве места для встреч молодежи торговый центр находится недостаточно близко к домам подростков. Открывается он недостаточно рано, а закрывается недостаточно поздно. Он предлагает слишком мало видов деятельности и возможностей для развития. Он стимулирует ценности, которыми никто не будет восхищаться. Его привлекательность для молодежи прямо пропорциональна отсутствию на горизонте альтернативных мест для тусовки. В качестве места, где молодежь может потратить свободное время, это лучше, чем ничего, но это не много.

До совсем недавнего времени многие местные телестанции каждую ночь передавали передачи общественного телевидения. Между программами пытливый голос спрашивал: «Сейчас одиннадцать часов вечера. Вы знаете, где сейчас ваши дети?» Весьма подходящее сообщение для трансляции в жилых районах, где у подростков нет никаких мест для встреч, а контакт между молодежью и взрослыми ограничивается замкнутым пространством дома. К одиннадцати часам вечера торговые центры, конечно, уже закрывались, и у родителей были все причины опасаться за подростков. Предыдущее поколение родителей, может, и не было в восторге от магазина на углу, где их детишки ошивались без дела. Но взрослые знали, где их дети, а у детей было место, куда пойти.


..Следующая страница->